Составлена карта эпигеномов вымерших видов людей

Дата публикации: 21.04.2014, Дата изменения: 21.04.2014

Израильские исследователи из The Hebrew University of Jerusalem опубликовали данные о метилировании ДНК древних видов людей. Иными словами, была составлена эпигенетическая карта вымерших видов человека — неандертальца и денисовца. Полученные данные сравнили с эпигенетической картой генома современного человека и обнаружили около 2000 последовательностей отличающимися профилем метилирования. В частности, мы обнаружили существенные изменения метилирования в кластере HoxD, относящегося к гомеозисным генам, которые регулируют процессы раннего формирования структур тела, принцип расположения органов и их форму. Именно отличия регуляции этого кластера могут объяснить анатомические различия между архаичным и современным человеком. Кроме того, ученые отметили, что различия метилирования у современных и древних людей вдвое чаще встречаются в тех последовательностях, которые ассоциируются с заболеваниями. То есть, полученные данные свидетельствуют о том, что очень многие заболевания человека обусловлены не столько последовательностью ДНК, то есть мутантными генами, сколько профилем их метилирования.

Один из авторов, биоинформатик Лиран Кармел (Liran Carmel) подчеркнул, что пока проблематично интерпретировать даже данные об эпигеноме современного человека, не говоря уже о вымерших видах. Но, несмотря на это, полученные данные позволяют сформулировать несколько объяснений отличий между древними и современными людьми.

Благодаря ископаемым останкам вымерших людей, а именно неандертальца и денисовского человека, получена их ДНК и стало возможно определить последовательность их генома. Это дало бесценную информацию для понимания эволюции современного человека, помогло понять маршруты миграции древних людей, их взаимодействия между собой. Но в последнее время все больше информации о важности эпигенетических процессов для реализации наследственного материала. Однако в контексте эволюции эпигенетические изменения изучены очень незначительно, хотя возможно именно это направление поможет заполнить многие пробелы.

В следующей работе исследователи планируют сравнить эпигеномы останков древних европейских охотников-собирателей и ранних земледельцев. Отличия образа жизни и питания могут значительно отразиться на профиле метилирования этих представителей и помогут расширить роль эпигенома не только в эволюции, но и для использования в современной медицине.

Reconstructing the DNA Methylation Maps of the Neandertal and the Denisovan — Science, 2014; DOI: 10.1126/science.1250368