Компьютер научился распознавать 21 эмоцию

Дата публикации: 10.04.2014, Дата изменения: 10.04.2014

Со времен классического трактата Аристотеля «Физиогномика» ученые пытались систематизировать и понять работу механизмов, изображающих на лицах людей понятные другим людям эмоции. В настоящее время перед наукой стоит задача связать выражение лица с физиологическими процессами на уровне отдельных молекул и генетических основ. В основных работах идет анализ шести первичных эмоций: счастья, печали, страха, злобы, удивления и отвращения. Однако ученые из Центра когнитивных наук и работы мозга Университета штата Огайо (Center for Cognitive and Brain Sciences, Ohio State University, Columbus) шагнули намного дальше, выбрав для анализа 21 различную эмоцию.

Алеикс Мартинез (Aleix M. Martinez) и коллеги сфотографировали 130 женщин и 100 мужчин, которых попросили изобразить на лице свои чувства при описании простых ситуаций, к примеру «вы чувствуете неприятный запах», или «вы получили неожиданное известие». В результате было получено порядка 5000 различных фотографий, которые прошли обработку с помощью компьютерной программы FACS (Facial Action Coding System). Эта программа может отождествлять лицевую мимику с соответствующими сокращениями мимических мышц. В результате был получен 21 четкий паттерн различных эмоций. Большинство таких паттернов воспроизводились участниками практически единообразно. Так, в 99% случаев «счастье» ассоциировалось с улыбкой.

Полученную палитру эмоций ученые охарактеризовали понятием «сложные». Так, 93% участников смогли выразить «приятный сюрприз» широко открытыми глазами и поднятием щек в одновременном обозначении удивления и радости. Даже такое редкое чувство как «приятное отвращение» оказалось синхронным во внешних проявлениях. Это чувство, которое люди испытывают, к примеру, когда случайно видят сцену из любимого в детстве фильма, в которой происходит что-то отвратительное, но смешное. Люди морщинят лоб и нос, но при этом улыбаются.

Авторы работы считают, что полученные ими сведения удастся применить в клинической практике. Инструментальный анализ сложных переживаний человека незаменим в психиатрии. При некоторых расстройствах люди склонны к злобе и агрессии, при других — к печали. Бывает, человек боится чего то, и при этом не признается и не идет на контакт с врачом. Наконец, эффекты лечения, которые оказываются «налицо», также необходимо фиксировать и оценивать. В конечном счете будет очень важно установить, какие химические реакции стоят за каждой конкретной улыбкой или насупленными бровями, и теперь гипотезы можно будет проверять экспериментально.

Ссылки по теме:

Compound facial expressions of emotion — PNAS, 2014; doi: 10.1073/pnas.1322355111

Computer Maps 21 Distinct Emotional Expressions-Even «Happily Disgusted» — Ohio State University, 2014

Фото © depositphotos.com