Обезьяны обладают автобиографической памятью

Дата публикации: 19.07.2013, Дата изменения: 19.07.2013

Долгие годы исследователи были убеждены, что так называемая автобиографическая память свойственна только людям. Однако новое исследование доказало, что как минимум еще два вида обезьян — шимпанзе и орангутанги — обладают схожими способностями. Для решения поставленной биологами задачи обезьянам пришлось обратиться к своим воспоминаниям 3-летней давности. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Многие животные обладают хорошей памятью, например, слоны, однако ученые подчеркивают, что этот тип памяти совершенно отличается от человеческой. Считается, что только люди способны вспоминать себя и свои действия в прошлом или в будущем. Биологи убеждены, что, в отличие от человека, животные «застряли» в одном времени и поэтому не могут вспомнить себя и какое-то событие, происходившее с ними в прошлом. Однако последние исследования начали опровергать эту гипотезу. Так, выяснилось, что птицы сойки обладают подобием такой памяти, поскольку запоминают, где и когда спрятали пищу. Крысы запоминают свои путешествия по лабиринту и могут представить себе свой следующий проход по нему.

Психолог Гема Мартин-Ордас (Gema Martin-Ordas) и ее коллеги из Университета Орхуса в Дании решили проверить, обладают ли обезьяны автобиографической памятью. В эксперименте приняли участие 8 шимпанзе и 4 орангутанга из зоопарка Лейпцига. В 2009 году Мартин-Ордас проделала с каждой из обезьян один и тот же трюк. Она положила кусочек банана на платформу, находящуюся с внешней стороны клетки. После этого исследователь принесла две палки — короткую и достаточно длинную, чтобы дотянуться до банана. На глазах у обезьян она спрятала каждую палку в коробку и отнесла коробки в разные отсеки клетки. После этого обезьян выпустили в эти отсеки. Им необходимо было найти коробку с нужной палкой, вернуться в отсек с бананом и дотянуться палкой до лакомства.

Эксперимент повторялся 4 раза. Каждый раз исследователи предлагали обезьянам сразу несколько зрительных подсказок для памяти — исследователя Мартин-Ордас, клетку с отсеками и банан на платформе. Ученые надеялись, что позже это сочетание сможет послужить «триггером» для запуска воспоминания, и если обезьяны снова в будущем встретятся с исследователем в этой клетке, то вспомнят, что делать, чтобы найти правильную палку.

Спустя 3 года эксперимент повторился. Обезьян привели в ту же самую клетку, рядом находилась доктор Мартин-Ордас, а возле клетки на платформе лежал банан. К удивлению ученых, все обезьяны, кроме одного орангутанга, сразу же вспомнили, что нужно делать и быстро добрались до лакомства. Ни одна из обезьян из контрольной группы, оказавшейся в этой ситуации в первый раз, не смогла справиться с заданием. Последующие аналогичные эксперименты доказали, что обезьянам даже не нужно несколько «триггеров» памяти — им достаточно хотя бы одной «зацепки», чтобы вспомнить, что нужно делать.

Memory for Distant Past Events in Chimpanzees and Orangutans — Current Biology, 18.07.2013, doi: 10.1016/j.cub.2013.06.017