«Умный» скальпель поможет хирургу правильно удалить опухоль

Дата публикации: 18.07.2013, Дата изменения: 18.07.2013

Оперируя онкологических больных, хирурги часто сталкиваются с проблемой — как определить края опухоли. Если удалить слишком много здоровой ткани — это может нанести вред пациенту, если удалить слишком мало — есть риск оставить раковые клетки, которые могут стать причиной рецидива. Британские исследователи предлагают свой способ решения этой проблемы — «умный» скальпель, который способен отличать клетки опухоли от здоровых. Статью ученых можно найти в журнале Science Translational Medicine.

За последние несколько лет химики установили, что раковые клетки можно отличить от здоровых, проанализировав состав жировых молекул, входящих в состав клеточной мембраны. Однако для этого исследуемую ткань нужно удалить и подвергнуть сложному исследованию — масс-спектрометрии, что требует не менее 30 минут и зачастую проводится уже после операции.

Венгерский химик Золтан Такатс (Zoltán Takáts) долгое время искал способ, который помог бы проанализировать липидный состав клеточных стенок непосредственно во время операции. Он предложил совместить электроскальпель хирургов с анализатором дыма, возникающего во время удаления пораженных тканей и коагуляции сосудов. В этом дыму содержится огромное количество ионизированных молекул. Первые эксперименты доказали, что масс-спектрометрия такого дыма позволяет быстро определить липидный профиль клеток и отличить различные типы тканей животных.

После этого совместно с коллегами из Имперского колледжа Лондона (Imperial College London) Такатс начали тестирования «умного» скальпеля, получившего название iKnife. Ученые собрали около 3 тысяч образцов ткани у 300 онкологических пациентов, перенесших операцию. Все образцы были отданы патологоанатомам, чтобы те точно определили, опухоль это или здоровая ткань. После этого был определен липидный профиль каждого образца с помощью iKnife. Результаты показали, что iKnife способен с высокой точностью отличать здоровую ткань от ткани опухоли, например рака груди, печени и головного мозга. Он даже смог отличить первичную опухоль от метастазов.

Позднее исследователи испытали «умный» скальпель в условиях операционной. Во время 81 одной операции по удалению опухоли iKnife смог всего за 1–3 секунды определить, где в ране здоровая ткань, а где — раковые клетки. Позже эти результаты были подтверждены патологоанатомическим исследованием удаленных тканей. Такая высокая точность и скорость «умного» скальпеля поможет сократить время анестезии для пациента, ускорить и улучшить работу хирургов. Скальпель прост и удобен в применении — он имеет цветовой дисплей, красный цвет которого означает ткань опухоли, а зеленый — здоровую ткань. В ближайшее время планируется начало клинических испытаний iKnife.

Intraoperative Tissue Identification Using Rapid Evaporative Ionization Mass Spectrometry — Science Translational Medicine, 17.07.2013, DOI: 10.1126/scitranslmed.3005623