Инфракрасный свет поможет распознавать опасные формы стафилококка

Дата публикации: 16.07.2013, Дата изменения: 16.07.2013

Исследователи из Университета ветеринарии (University of Veterinary Medicine) в Вене разработали принципиально новую методику, позволяющую быстро и точно определять различные формы золотистого стафилококка (Staphylococcus aureus). Подробнее об открытии ученых можно прочесть на страницах Journal of Clinical Microbiology.

S.aureus — широко распространенная бактерия, которая часто колонизирует кожу и верхние дыхательные пути человека. Человек с сильной иммунной системой легко противостоит этому микробу, но стоит иммунитету ослабнуть, и патоген может распространиться по всему организму и вызвать тяжелые заболевания легких, сердца и других органов. S.aureus также является причиной многочисленных инфекционных заболеваний у домашнего скота. Более того, золотистый стафилококк продуцирует токсин, который может стать причиной тяжелого пищевого отравления.

Бактерии S.aureus существуют во многих формах, и это многообразие помогает им «скрываться» от иммунной системы. Наиболее агрессивные типы золотистого стафилококка формируют капсулы. Такие формы делятся с огромной скоростью, однако довольно быстро обнаруживаются клетками иммунной системы. Безкапсульные формы способны долгое время «прятаться» от иммунитета внутри клеток. Эти формы чаще вызывают хронические заболевания, тяжело поддающиеся лечению, и зачастую оказываются резистентными к антибиотикам. Поэтому ученым крайне важно иметь надежный метод для распознавания форм S.аureus, присутствующих в организме. Существующая в настоящее время методика предполагает использование специфических антител, способных связываться с капсулами золотистого стафилококка, однако этот метод довольно сложен, а антитела дорого стоят.

Том Грунерт (Tom Grunert) и его коллеги разработали принципиально новую технологию для обнаружения капсульных и безкапсульных форм золотистого стафилококка. Эта методика основывается на инфракрасной спектроскопии на основе преобразования Фурье (FTIR). Изучаемый микроорганизм подвергается воздействию инфракрасного света, после чего полученные характеристики его спектра загружаются в специальную программу, способную к самообучению — своего рода искусственную нейронную сеть, которая быстро вычисляет наличие у микроба капсулы. По словам ученых, точность новой методики составляет 99 процентов. Применение такого теста в условиях больницы поможет врачам быстрее подобрать наиболее эффективную терапию для лечения инфекции, вызванной S.aureus.

Rapid and Reliable Identification of Staphylococcus aureus Capsular Serotypes by Means of Artificial Neural Network-Assisted Fourier Transform Infrared Spectroscopy — Journal of Clinical Microbiology, 07.2013, doi: 10.1128/JCM.00581–13