Создан искусственный мю-опиоидный рецептор

Дата публикации: 18.06.2013, Дата изменения: 18.06.2013

Ученым из Университета Пенсильвании (University of Pennsylvania) удалось создать вариант мю-опиоидного рецептора, который можно использовать в лаборатории для тестирования новых обезболивающих препаратов. Результаты этой работы опубликованы в журнале PLoS ONE.

Опиоиды, например, морфин, до сих пор остаются самым эффективным классом препаратов-анальгетиков, однако их прием может сопровождаться развитием зависимости, побочных эффектов, а при высоких дозах — даже летальностью. Поэтому ученым так важно разрабатывать новые обезболивающие препараты, которые воздействуют на опиоидные рецепторы в клеточной мембране. Однако доступ многих исследовательских лабораторий к достаточному количеству этих рецепторов всегда был ограниченным. Мю-опиоидные рецепторы человека крайне редки, они присутствуют лишь на нескольких типах клеток. Исследователям также не удавалось вырастить рекомбинантные рецепторы с помощью генетически модифицированных бактерий — некоторые компоненты белка рецептора оказались токсичными для E.coli. В настоящее время для исследований используются рецепторы, выращенные в организме мышей, но и их удается получить не так много, как необходимо.

Ученые под руководством Реню Лиу (Renyu Liu), доцента анестезиологии и реанимации в медицинской школе Перельмана (Perelman School of Medicine) при университете, знали одну лишь последовательность аминокислот в человеческой версии рецептора, но не знали, как именно эти аминокислоты соединены между собой. С помощью компьютерного моделирования ученые проверили несколько возможных вариантов соединения аминокислот, пока предполагаемая модель не совпала с характеристиками рецептора, выращенного у мышей. Наиболее подходящим вариантом строения рецептора стала пространственная модель, имеющая на внешнем слое гидрофобные аминокислоты, обладающие токсическими свойствами для кишечной палочки.

После этого исследователи заменили 53 из 288 аминокислот рецептора, разместив на внешнем слое гидрофильные аминокислоты. Новый вариант рецептора был внедрен в геном E.coli, которая начала синтезировать белок рецептора в большом количестве и без токсического эффекта. Таким образом, теперь исследователи могут за короткое время получить достаточно большое количество белка, который к тому же обладает хорошей растворимостью в воде. По своим свойствам искусственный рецептор ничуть не уступает природному, и его процесс связывания с молекулами опиоидных препаратов полностью идентичен мю-опиоидному рецептору человека.

A Computationally Designed Water-Soluble Variant of a G-Protein-Coupled Receptor: The Human Mu Opioid Receptor — PLoS ONE, 14.06.2013, doi:10.1371/journal.pone.0066009