Система чипов засечет раковые клетки в кровотоке

Дата публикации: 10.04.2013, Дата изменения: 10.04.2013

Прогноз для пациентов, больных раком, ухудшается, если раковым клеткам удается попасть в кровеносное русло, распространиться по всему организму и осесть в каком-нибудь органе, образовав метастазы. Эти «мигрирующие» клетки крайне сложно обнаружить в кровотоке — на 1 миллиард клеток крови иногда приходится лишь 1 атипичная клетка. Однако исследователям из Главного Массачусетского госпиталя (Massachusetts General Hospital) удалось создать микросистему, способную обнаруживать даже единичные раковые клетки в кровотоке. Подробнее об этом устройстве можно прочитать в журнале Science Translational Medicine.

В 2007 году команда ученых из госпиталя, возглавляемая биоиженером Мехметом Тонером (Mehmet Toner), разработали способ обнаруживать и «ловить» циркулирующие в кровотоке раковые клетки (СТС) с помощью кремниевого чипа размером со слайд для микроскопа. Внутри этого чипа находится множество тоннелей толщиной с человеческий волос, через которые пропускается образец крови пациента. Стенки этих тоннелей покрыты антителами, которые «отлавливают» СТС, обладающие определенными поверхностными белками. Минус этого чипа состоял в том, что СТС, не имеющие этих поверхностных белков, например, клетки меланомы, проходили сквозь тоннели незамеченными.

Однако биоинженер Эмре Озкумур (Emre Ozkumur) немного изменил и усовершенствовал эту методику. Созданная им система чипов под названием CTC-iChip, в отличие от своего предшественника, с помощью антител к поверхностным белкам отлавливает из образца клетки крови, не затрагивая СТС. Система состоит из двух чипов — первый отлавливает и удаляет из образца эритроциты и тромбоциты, оставляя лейкоциты и СТС. Второй чип отлавливает лейкоциты, оставляя в образце только СТС, которые затем можно собрать и исследовать с помощью традиционных методов.

Клиническое применение этой методики очевидно: раннее определение СТС в кровотоке поможет врачам как можно раньше начать антиметастатическую терапию, что поможет замедлить или вовсе прекратить прогрессирование рака. В настоящее время исследователи совершенствуют CTC-iChip, чтобы снизить стоимость его производства и подготовить устройство для клинического использования. Ученые также намерены объединить два чипа этой системы в один.

Inertial Focusing for Tumor Antigen-Dependent and -Independent Sorting of Rare Circulating Tumor Cells — Science Translational Medicine, 03.04.2013, DOI: 10.1126/scitranslmed.3005616