Обнаружены рецепторы для нового коронавируса

Дата публикации: 19.03.2013, Дата изменения: 19.03.2013

На этой неделе исследователям из Нидерландов удалось обнаружить клеточные рецепторы к новому коронавирусу, который со времени своего появления в прошлом году инфицировал 14 человек и привел к гибели 8 из них. Это открытие поможет лучше понять, откуда возник этот вирус, оценить его вирулентность и найти возможные способы лечения и вакцинирования. Статья ученых опубликована в журнале Nature.

Новый коронавирус, получивший название hCoV-EMC, обнаружен уже в трех странах Ближнего Востока и в Великобритании. У ученых пока нет сведений о том, что вирус передается от человеку к человеку, однако он вызывает довольно тяжелое течение заболевания и имеет более чем 50-процентную летальность. Ученые всего мира пристально следят за каждым новым случаем заболевания, но до сих пор не могут ответить на вопрос, не станет ли новый коронавирус следующим вирусом SARS, который привел к заболеванию 8 тысяч и гибели 750 человек в начале 2000-х годов.

Точно так же, как и вирусы птичьего и свиного гриппа, изначально новый коронавирус существовал только в организме животных. Однако затем он «научился» прикрепляться к белкам на поверхности клеток человеческого организма и проникать внутрь, в результате чего стал опасен и для человека. Исследователям из Медицинского центра Erasmus в Роттердаме удалось установить, к какому именно клеточному рецептору присоединяется этот коронавирус. Этот рецептор носит название DPP4 и он достаточно хорошо изучен. В ходе эксперимента Стэйлин Радж (Stalin Raj) и его коллеги блокировали участок связывания с вирусом рецептора DPP4, после чего коронавирус не смог проникнуть в клетку. И наоборот, если поместить рецептор DPP4 на клетку, в норме не восприимчивую к коронавирусу, она становится уязвимой для его вторжения.

К сожалению, ученые пока не могут точно сказать, в каких именно участках дыхательного тракта клетки обладают наибольшим количеством рецепторов DPP4. Более того, рецепторы DPP4 имеются также в организме многих млекопитающих, включая летучих мышей, приматов и различных домашних животных. Следовательно, повышается риск инфицирования человека от этих природных резервуаров. Исследование нового вируса продолжается. В ближайшее время ученые должны установить, действительно ли коронавирус обладает 50-процентной летальностью или же он может вызывать большое количество носительства или бессимптомной инфекции.

Dipeptidyl peptidase 4 is a functional receptor for the emerging human coronavirus-EMC — 13.03.2013, doi:10.1038/nature12005