Химики подсмотрели новые идеи для создания биотестов у природы

Дата публикации: 16.02.2012, Дата изменения: 16.02.2012

За 3,8 миллиарда лет эволюции живые организмы разработали бесчисленное количество стратегий для оценки своего состояния и окружающей среды. Ученые-химики из Университета Калифорнии в Санта-Барбаре (UC Santa Barbara) и Университета Рима Tor Vergata «подсмотрели» некоторые из этих стратегий и смогли применить их для улучшения ДНК-тестов. В частности, их исследование может существенно улучшить лабораторную диагностику ВИЧ, диабета или рака. С его результатами можно ознакомиться на страницах Journal of the American Chemical Society.

Ученые давно заинтересовались высокой специфичностью и сродством некоторых биомолекул — например, антител и ДНК, что помогло улучшить обнаружение некоторых биомаркеров в крови. Старший исследователь Кевин Плэкско (Kevin W. Plaxco), профессор химии в университете Калифорнии, отмечает, что все биомаркеры укладываются в тот или иной «динамический диапазон» концентраций, хорошо известный ученым. Однако именно это и является проблемой. «Огромные [до десятка порядков] диапазоны затрудняют диагностику, а подчас делают ее полностью невозможной, — говорит профессор.

Химики задались целью разработать систему биомаркеров, чей динамический диапазон можно было бы при необходимости расширять или сужать. Решение проблемы было подсмотрено у природы. «Все живые организмы отслеживают изменение окружающей среды с помощью чувствительных молекул, — объясняет Алексис Валле-Белисл (Alexis Vallée-Bélisle), один из авторов исследования. — Они просто комбинируют эти сенсоры в весьма эффективную мультисенсорную модель, где каждая ее часть имеет разную степень сродства к определенной клетке-мишени».

Вдохновившись примером природы, ученые сами создали схожую модель из нескольких биомолекул. В качестве основы они использовали основанный на ДНК биосенсор, который обычно применяется для выявления генетических мутаций. Скомбинировав несколько участков этой ДНК, каждый из которых реагирует на одну и ту же клетку-мишень, но обладает разным к ней сродством, ученые получили биосенсор, способный «подстраивать» свой динамический диапазон в зависимости от условий. В одном случае он смог обнаружить концентрацию ДНК в диапазоне в 6 порядков, а в другом — стал ультрачувствительным сенсором при крайне малом количестве биологического материла (диапазон — 5 раз).

Ссылки по теме:

Quantification of Transcription Factor Binding in Cell Extracts Using an Electrochemical, Structure-Switching Biosensor - Journal of the American Chemical Society, 2012; : 120210135314007 DOI: 10.1021/ja2115663