У курильщиков больше шансов стать наркоманами

Дата публикации: 11.11.2011, Дата изменения: 11.11.2011

Недавнее исследование на мышах позволило изучить биологические механизмы, которые объясняют, как зависимость от никотина может перерасти в зависимость от наркотических веществ. Исследование было проведено сотрудниками Университета Коламбии (Columbia University), Нью-Йорк, а его результаты опубликованы в журнале Science Translational Medicine. Это первое исследование, демонстрирующее способность никотина усиливать восприимчивость мозга к влиянию кокаина.

В ходе проведения предыдущих исследований уже было доказано, что большинство наркоманов начинали свой «путь» с курения табака или злоупотребления алкоголем. Ученых попытались выяснить, нет ли между этими вредными привычками прямой связи. Эксперимент состоял в том, что лабораторным мышам добавляли в воду никотин, и уже через неделю у них наблюдалась усиленная реакция на кокаин. Ученым удалось изучить механизм этой связи: дело в том, что никотин изменяет структуру некоторых молекул ДНК, влияя тем самым на экспрессию генов, а именно — гена FosB, который отвечает за развитие привыкания и зависимости.

Чтобы выяснить, применимы ли полученные на мышах результаты к людям, ученые заново проанализировали данные, собранные в ходе Национального эпидемиологического токсикологического исследования 2003 года. Данные анализировались на предмет связи между курением и степенью последующей зависимости от кокаина. Ученые обнаружили, что степень кокаиновой зависимости была гораздо сильнее у тех, кто начал курить задолго до первой встречи с наркотиком, по сравнению с теми, кто попробовал кокаин до своей первой сигареты.

В дальнейшем ученые планируют провести подобные исследования связи между потреблением алкоголя и марихуаны и степенью зависимости от кокаина. В заключение исследователи еще раз подчеркнули важность отказа от курения: это не только сделает организм курильщика здоровее и оградит его от множества заболеваний, связанных с воздействием никотина, но и существенно снизит риск «знакомства» с кокаином.

Ссылки по теме:

Molecular Mechanism for a Gateway Drug: Epigenetic Changes Initiated by Nicotine Prime Gene Expression by Cocaine – Science, 2 November 2011

Epigenetics of Nicotine: Another Nail in the Coughing - Science, 2 November 2011

Наркотики ведут к необратимым изменениям в работе генов – 11.01.2010