логин/парольopenidlivejournal
Журнал ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости
www.abc-gid.ru
 
На главную
Всё о здоровье   Всё о болезнях   Всё о лекарствах
 
       

реклама на сайте abc-gid.ru
Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Архив журнала    
             
 








Наши партнёры








реклама на сайте abc-gid.ru


This website is certified by Health On the Net Foundation. Click to verify. This site complies with the HONcode standard for trustworthy health information:
verify here.



 

Статьи


Рижский музей фармации

Рубрика «Репортажи», Автор: Водовозов Алексей
Дата публикации: 02.09.2013, Дата изменения: 02.09.2013

История медицинских музеев в Риге чрезвычайно интересна. Основной — Музей истории медицины Паулса Страдыньша — возник еще в советское время. Начиналось все с частной коллекции известного латвийского хирурга-онколога Паулса Страдыньша (он же Паул Страдынь, он же Павел Иванович Страдынь). Выпускник Военно-медицинской академии 1919 года, он очень живо интересовался историей медицины, собирал всё, что относилось к этой теме, публиковал статьи и издавал тематические сборники.

В 1957 году, за год до смерти Страдыньш передал всею свою коллекцию государству. Так в Риге внезапно возник крупнейший в СССР специализированный медицинский музей. Сейчас в нем 203 тысячи единиц хранения, причем в 4-х этажном особняке на улице Антонияс, 1 выставлена лишь незначительная их часть. Обстоятельства сложились так, что мы не успели осмотреть весь музей как следует, а он определенно заслуживает отдельного рассказа. Поэтому подробно расскажу о его филиале, Музее фармации.

Он тоже начинался с частной коллекции, изначально ютился в помещении кафедры фармацевтической химии Латвийского университета. В 1957 году ее объединили с коллекцией Страдыньша и перевезли в особняк на Антонияс. Когда количество фармэкспонатов перевалило за 50 тысяч, стали подумывать о филиале. И уж совсем недавно, в 1988 году открылась экспозиция практически в центре Старой Риги — на улице Рихарда Вагнера, 13. Не заметить музей сложно, если уж только совсем по сторонам не глядеть и пропустить вот такую вывеску:

У входа в музей

Как видно на табличке, музей работает не каждый день, в пн и вс — выходные, в туристический сезон рабочие часы с 10 до 18, в нетуристический — до 17. Входные билеты нам обошлись в 3,5 лата (по 1,5 взрослым и 0,5 нашему школьнику), для ориентира 1 лат — это примерно 60 руб. Персонал очень приветливый, говорят на очень хорошем, грамотном русском языке с небольшим акцентом. В кассе брали билеты еще двое соотечественников-туристов, женщина с сыном-подростком, так что нам предложили на 5-х экскурсию за 7 латов. Естественно, мы согласились.

Фотографировать «с рук» можно без каких-либо ограничений, а вот за профессиональную съемку (свет и штатив) уже придется заплатить сумму раз в 20–30 превышающую стоимость входного билета. Еще можно отсканировать любой документ как из зала, так и из запасников, но, опять же, за отдельную плату. Впрочем, пора переходить к основному блюду.

Итак, надо сказать, что к моменту образования филиала в Риге не было свободных помещений с аптекой в анамнезе, так что пришлось довольствоваться двухэтажным памятником архитектуры XVIII века. В XIX веке там жил каретных дел мастер, а в советские времена там была коммуналка. Так как в основном в коллекции преобладали экспонаты конца XIX — начала XX века, под эту эпоху и стилизовали весь музей. Вот типичный торговый зал аптеки того времени:

Торговый зал рижской аптеки начала 20 века

и ассистентская:

Ассистентская-2

Что интересно, ассистентская до боли знакома, почти такая же была у меня в аптеке медпункта полка. По большому счету, можно садиться и работать — горка с реактивами, ручные центрифуги, весы с эбонитовыми чашками и стальными разновесами, колбы, реторты, ступки-пестики… Ассистентская действующая, нам дали возможность расфасовать порошки. Что интересно, гид предложила — мол, ну попробуйте, как у вас получится. И смотрит. Я вспоминаю курсантские годы, кафедру фармакологии и призвав на помощь мышечную память складываю как положено. И женщина, которая с сыном, очень ловко свой конвертик скрутила. Потом выяснилось, что она провизор.

Кстати, о фасовке. Основная часть экспонатов — различная аптечная посуда и упаковки лекарственных средств. Ну вот, например, керамические самогонные аппараты устройства для перегонки, а также емкости под то, что перегоняли:

Глиняные емкости для лекарств

Остальная посуда менее интересная и более традиционная. Хотя попадаются и примечательные экземпляры. Например, вот эти две декоративные склянки украшали витрину одной из аптек Суворова, входивших в аптечную сеть под эгидой генерал-губернатора Риги:

Декоративные склянки стоявшие в Риге в аптеке Суворова2

Среди посуды затесался вот такой неприметный на первый взгляд сундук:

Походная аптечка Александра II

На самом деле, это ящик из «походной аптечки» Александра II. Несколько таких сундуков лейб-медики возили с собой во все поездки. И вот этот, как рассказала гид, очень даже пригодился. По дороге в Ригу император основательно простыл, его лекарям пришлось все содержимое этого ящика угрохать на то, чтобы поднять государя на ноги. Ну, а пустой ящик, чтоб не таскать с собой, оставили в Риге. Так он и попал сначала в частную коллекцию, а потом в музей.

Многие медики и фармацевты знают слово «сигнатура». В современном варианте — это обозначение в рецепте, как больной должен принимать данное лекарство. Но век назад так назывался бумажный ярлык с этой информацией, который крепился к флакону, бутылочке или другой емкости. И выглядели они довольно внушительно и красиво, нередко с логотипом аптеки:

Сигнатуры-общая

И на эти сигнатуры ставились провизорские печати. Это сегодня у нас личная печать есть только у врачей, тогда была и у провизоров:

Печати провизора

Университетские знаки, кстати, у провизоров тоже были свои. Вот такой, например, давали на рубеже веков провизорам-выпускникам Дерптского/Тартусского университета:

Знак провизора - выпускника Дерптского университета, начало 20 века

Аптеки того времени были не просто торговой точкой, где пациент по рецепту врача мог приобрести необходимые лекарства. Это было еще и фармпроизводство в миниатюре, причем нередко — полного цикла, начиная от выращивания и заготовки сырья. Понятно, что использовалось множество средств природного происхождения — растительного, животного, минерального. Лекарственные растения выращивались в аптекарских огородах, причем нередко они размещались во внутренних двориках. Как я уже говорил, музей расположен в здании бывшей каретной мастерской, так что дворик здесь очень характерный, с удобным спуском и широким въездом. И аптекарский огород обозначен лишь номинально:

Аптечный дворик с огородом

Но растения собраны в нем самые настоящие, действительно лекарственные и действительно те, которыми пользовались аптекари 100–200 лет назад. Вот, например, в центре с розовыми цветками — это эхинацея:

Эхинацея в аптекарском огороде

Далее сырье требовалось высушить:

Лекарственные травы после заготовки

И измельчить:

Приспособления для измельчения растений

И сохранить:

Каменное сырье для ЛС

Для извлечения активных ингредиентов, а также поиска новых рецептов при аптеке создавалась лаборатория:

Лаборатория

Для групп от 20 человек здесь проводится «Шоу алхимика», то есть показываются простейшие, но эффектные (изменение цвета, выделение газа и т. п.) химические опыты.

Ну и какая же лаборатория без символа медицины. Пусть и заспиртованного. Зато аж два разных варианта:

Символ медицины-3

А вот лабораторное оборудование, тоже не такое уж древнее, ему около 100 лет, может, чуть больше:

Оборудование для обработки лекарственного сырья

И какая же лаборатория без аппарата, который, уверен, узнают все:

Перегонный куб

Перегонный куб, да. Гид заверила, что рабочий. На нем получали различные дистилляты, медицинский спирт в том числе.

И раз уж заговорили об алкоголе, нельзя не вспомнить о знаменитом бальзаме:

Рижский бальзам

Он не всегда был «Рижским», таким крепким и именно такого состава. Гид рассказала полулегендарную историю этого напитка. Итак, открыть аптеку в Риге XVIII века было не так просто. Первым и основным требованием было наличие, чего бы вы думали? Лицензии? Профильного образования? Запаса лекарств? Нет. Денег. Стартового капитала, говоря современным языком. Было и второе требование — у соискателя должна быть вторая профессия, которая в случае неудачи с аптечным стартапом могла бы его прокормить, чтобы он не шлялся по Риге и не занимался всяким непотребством. Абрахам Кунце обладал и тем и другим: человек при деньгах, книготорговец, выходец то ли из Польши, то ли из Германии, точной информации в документах не сохранилось.

Надо сказать, что аптеки что тогда, что сейчас, торговали не только и не столько лекарствами, сколько всякой парафармацевтикой, а также продуктами питания. В Рижском аптечном уставе, например, было прописано несколько десятков видов конфет и алкогольных напитков в виде самых разнообразных настоек. И быстро нарастить объем продаж можно было именно за счет алкоголя. Кунце засел на изучение старинных рецептов, а также много экспериментировал сам — нужно было скреативить нечто эксклюзивное, одновременно и алкогольное, и лекарственное.

В конце концов он немного модифицировал рецепт XVII века и остановился на следующих ингредиентах: лаванда, листья мяты перечной, розмарина и шалфея, плоды укропа, кора корицы. Все это сутки настаивалось на спирту, затем дистиллировалось для получения ароматической воды. В эту воду добавлялся спирт и настойка шафрана. В итоге крепость напитка получалась 16%об. Кстати, судя по ингредиентам, напиток должен был быть желтого цвета, а не черного, как мы сейчас привыкли.

Неизвестно, как бы сложилась судьба Кунце и бальзама, если бы не счастливое стечение обстоятельств. Несколько керамических бутылок напитка (такая тара нужна была для защиты от прямых солнечных лучей, которые бальзаму противопоказаны) были отправлены в подарок Екатерине II. И якобы при помощи чудодейственного бальзама императрица избавилась от колик. После чего Кунце получил высочайшее разрешение на эксклюзивный выпуск напитка. И назывался он, соответственно, «бальзам Кунце».

С 1847 года напиток постепенно стал превращаться в нечто привычное нам: тогда его розлив начал рижский промышленник Альберт Вольфшмит, рецептура изменилась в сторону усложнения, крепость выросла до 45%об. И если Кунце продавал бальзам как лекарство, то Вольфшмит и его последователи — уже как просто алкогольный напиток. В 1939 году (после известных событий) мастера, владевшие секретом бальзама, были репатриированы в фашистскую Германию, где секрет был благополучно утерян.

То, что продается в магазинах сегодня,вроде бы как делается по восстановленному по крупицам рецепту. Проверить это утверждение невозможно, но факт остается фактом — с конца 1950-х годов напиток, переименованный в «Черный рижский бальзам», производится в поистине промышленных масштабах. В СССР бальзам был дефицитным и знаковым напитком, использовался в основном для подарков и «благодарностей». Необычная керамическая бутылка немало этому способствовала. Кстати, даже пустая она представляла собой определенную ценность — ее ставили в сервант как украшение или использовали в качестве вазы для цветов.

Но вот пить его в чистом виде, да простят меня рижане, решительно невозможно, очень уж на любителя. Сейчас выпускают «облегченные» версии бальзама крепостью 30%об — с черносмородиновым и вишневым (пока что редкость даже в Риге) соком. Нам дали попробовать все три варианта, но ни один не вдохновил.

Впрочем, что-то я отвлекся. Вернемся к нашей аптеке. Итак, мы вырастили и обработали сырье, получили из него нужные действующие вещества. Теперь из них нужно изготовить лекарственную форму, удобную для применения. Например, порошок или таблетку:

Пресс для изготовления таблеток, начало 20 века-2

Слева вы видите порошки в бумажных конвертиках, нас на фармакологии еще учили их сворачивать, учат ли врачей этому сейчас — не знаю. Справа — ручной пресс для изготовления таблеток.

А вот так выглядели свечи, которые суппозитории:

Антисептические свечи, начало 20 века

Разнообразие упаковок лекарственных средств того времени поражает. Формы, размеры, цвета. Если внимательно присмотреться, можно заметить знакомые названия:

Лекарства конца 19 - начала 20 веков

Лекарства конца 19 - начала 20 веков-2

Лекарства конца 19 - начала 20 веков-3

Еще в аптеках продавались различные предметы ухода за больными, например, термометры. Обратите внимание на необычную форму емкости с ртутью у самого нижнего термометра, она не цельная, а состоит из трех соединенных друг с другом капилляров. Зачем так делали — не знаю, ведь хрупкая конструкция получается:

Термометры

А вот такие штуки выдавались бесплатно больным открытой формой туберкулеза. Это серебряная плевательница, чтобы чахоточный рижанин не заражал других горожан:

Серебряная плевательница которую выдавали даром туберкулезникам

Если учесть все вышесказанное об аптеках, становится понятно, почему на домах провизоров в Риге нередко висели такие таблички:

Такие вывески были на домах фармацевтов

То есть в аптеке делалось всё. Кстати, что именно там делалось по табличке ясно и без перевода, латинские корни в медицинской терминологии позволяют понимать даже по-латышски.

Впрочем, в музее есть несколько уголков, посвященных народной медицине. Как же без нее. Тем более, что в те времена она пользовалась куда большим спросом. Травничеством занимались в основном женщины, которые жили на отшибе, подальше от нормальных людей. Их побаивались, но к ним все равно обращались, потому что других вариантов тогда не было.

Так выглядел типичный фельдшерско-акушерский пункт, ну или «ведьмин» домик, кому что ближе:

Домик народной целительницы

А немаловажной частью комплексной терапии была баня, топившаяся по-черному. Тут и рожали, и вывихи вправляли, и от кожных и платяных паразитов избавляли, и раны промывали:

Черная баня-2

Рядом с народными средствами — небольшая витрина с лекарствами, которые пытались получить из янтаря. Идей было множество, но в практику ни одна не пошла, окаменевшая смола оказалась плацебо, хотя и красивым. И недешевым:

Лекарства на основе янтаря

На сайте музея есть очень хороший виртуальный тур, правда, без пояснений. Но покрутить панораму и еще раз посмотреть всё, о чем я рассказывал, думаю, будет интересно.

О музее рассказывал Алексей Водовозов. Фото автора.




Оцените материал


Код для вставки в блог/сайт





Комментарии

razrul
02.11.2014, 20:00
Очень интересно!

Kovalname
08.11.2014, 19:36
отлично!

mark28
07.12.2014, 10:21
красивый музей, эх скататься бы туда

 

к списку



Новости партнеров








 

Что беспокоит?



Болезни



Реклама



реклама на сайте abc-gid.ru



Комментарии


kassik, КомментарииИ даже таблетку - и ту пополам... 23.01, 12:14

mark28, РепортажиРижский музей фармации 07.12, 10:21

Kovalname, РепортажиРижский музей фармации 08.11, 19:36

razrul, РепортажиРижский музей фармации 02.11, 20:00

derigy, КомментарииКофе, пожалуйста! 28.04, 16:57


GoldYa, Новости медициныУченые воспроизвели технологию из «Аватара» 02.03, 09:02

все комментарии
 
  все статьи

 

Архив журнала





 

  ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости.
www.abc-gid.ru | Пользовательское соглашение Все права защищены © 2009-2015 ООО "АВС".
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru