логин/парольopenidlivejournal
Журнал ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости
www.abc-gid.ru
 
На главную
Всё о здоровье   Всё о болезнях   Всё о лекарствах
 
       

реклама на сайте abc-gid.ru
Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Архив журнала    
             
 








Наши партнёры








реклама на сайте abc-gid.ru


This website is certified by Health On the Net Foundation. Click to verify. This site complies with the HONcode standard for trustworthy health information:
verify here.



 

Статьи


Химия - детям

Рубрика «Комментарии», Автор: Ольга Иванова
Дата публикации: 03.12.2012, Дата изменения: 23.01.2013

Почти все малыши любят чудеса. И до определенного возраста с удовольствием смотрят фокусы. У детей постарше интерес к химии и биологии часто вырастает из детского удивления — ой! Капнули бесцветным в бесцветное — а получилось розовое! Или выпал осадок! Или вообще все взорвалось. А с каким интересом ребята впервые заглядывают в окуляры микроскопа — рассматривать чешуйку лука или — педагогическая находка родителей моей одноклассницы, долго и упорно грызшей ногти — грязь из-под собственных ногтей.

Сейчас нет проблемы подогреть и развить интерес школьника к естественным наукам. Полным-полно специальных курсов, программ в музеях, материалов в интернете. Да и достать микроскоп или несложные реактивы куда легче, чем добыть 30 лет назад набор «Юный химик».

Однако для понимания сущности химического или биологического эксперимента ребенок все должен обладать минимальными знаниями из школьной программы. А что же остается малышам-дошкольникам? Им тоже вполне можно показать и объяснить интересные научные «фокусы».

Внимание! Все предлагаемые ниже эксперименты должны проводиться только в присутствии взрослых и под их наблюдением.

Фокус первый

молоко

Идею этого фокуса наверняка вспомнят те, кто, как и я, читал в детстве истории о Ленине. Там есть берущий за душу рассказ о пребывании Ильича в тюрьме. Он сидел и писал то ли революционные статьи, то ли письма на волю. Писал он их молоком, а перо обмакивал в чернильницу, сделанную из хлеба. Если Ленин слышал в коридоре шаги тюремщика, идущего поинтересоваться времяпрепровождением заключенного, то он быстро съедал чернильницу и показывал тюремщику белый лист бумаги. Оставим в стороне, насколько странно выглядел сидевший в одиночной камере перед абсолютно пустым листом жующий человек. Попробуем повторить этот несложный эксперимент.

Нам понадобится лист бумаги, молоко, и что-то для письма. Если у вас сохранилось перьевая ручка — прекрасно. Если нет, то можно писать зубочисткой, палочкой для суши или просто тонкой кисточкой.

Кисточку нужно обмакнуть в молоко и написать записку. Или нарисовать что-то. Потом подождать, пока молоко высохнет, полюбоваться ленинском прищуром пустым белым листом и аккуратно нагреть его над пламенем свечки. Если такой вариант кажется вам опасным, то можно несколько раз прогладить лист утюгом. Письмена будут постепенно проявляться. Главное, не подпалите бумагу.

Такой же опыт можно проделать при помощи лимонного сока или лимонной кислоты. Их надо разбавить примерно наполовину, написать текст, а потом растворить несколько капель йода в воде и широкой кисточкой прокрасить лист.

Фокус второй

картошка

Тоже, наверное, знаком многим с детских лет. Разрежьте пополам сырую картофелину и капните на нее йодом. Пятно посинеет. Происходит это за счет того, что в картофеле есть крахмал. Так можно попробовать исследовать на наличие крахмала разные овощи. Например, кабачки, тыкву, морковь или свеклу.

Фокус третий

индикатор

ВНИМАНИЕ! Для его проведения требуется лекарственное средство, поэтому присутствие взрослого абсолютно необходимо.

Опыт получится провести только в том случае, если в вашей или бабушкиной аптечке завалялся герой многих анекдотов — слабительное пурген, в настоящее время снятое с производства. Его действующее вещество, фенолфталеин, является индикатором, т.е. может менять цвет в зависимости от кислотности среды. Это будет тот самый опыт «налили прозрачное в прозрачное — получили разноцветное». Таблетку надо растолочь (можно использовать для этого две чайные ложки), растворить в спирте (фенолфталеин плохо растворим в воде) и проделать контрольный опыт. В одном стакане нужно приготовить слабый раствор кислоты — например, капнуть в воду немного уксуса, а во втором — щелочи. Для этого подойдет сода. При добавлении фенолфталеина раствор поменяет цвет. На какой — узнайте сами.

Так можно проверить слабые растворы некоторой бытовой химии (очень осторожно и только в присутствии взрослых), некоторые пищевые продукты (например, лимонный или яблочный сок), а также, например, собственную слюну. Только для этого надо аккуратно сплюнуть яд в баночку с водой. Не стоит капать индикаторным раствором прямо в рот. Вспомните, что за таблетку вы растворяли. Может получиться неловко.

Фокус четвертый

уголь

Совсем простой и для совсем малышей. Активированный уголь прекрасно рисует на обычной белой бумаге. Еще его можно растолочь и сделать различные оттенки серого. Если водный порошок активированного угля разбавить капелькой йода или зеленки, то палитра художника существенно обогатится.

Фокус пятый

тесто

Возможно, ребенок его уже видел, когда кто-то из домашних пек пироги. Если полить соду уксусом, реакция будет красивой, бурной и малопредсказуемой. Кстати, перед этим экспериментом можно проверить растворы соды и уксуса фенолфталеином.

Фокус шестой

кола

Для его исполнения понадобится обычная кола. Во-первых, на бутылку можно натянуть воздушный шарик, крепко привязать его к горлышку и аккуратно потрясти бутылку. Выделяющийся углекислый газ надует шарик. Для опыта лучше взять теплую колу. Похожий эксперимент можно проделать и в фокусе пятом, только в бутылку надо будет налить концентрированный раствор соды и добавить уксуса.

Во-вторых, с помощью колы можно продемонстрировать свойства ортофосфорной кислоты. Нужно взять монетку и положить ее в колу. И оставить так на несколько дней. Вопреки распространенному мнению монетка не растворится прямо на глазах у изумленной публики, однако почти наверняка за несколько дней она хорошенько очистится. Если ребенок неумеренно потребляет газировку, то можно аккуратно намекнуть ему, что примерно похожее происходит и в его желудке. Впрочем, родители дошкольников обычно бдят и выпить колы в нужном для ужаса количестве ребенку просто не удается. Тем более, что изначально кола использовалась как средство от поноса.

Свойствами ортофосфорной кислоты можно объяснить ребенку и чувство жажды, после того как он попьет колы. Дело в том, что фосфорная кислота используется в химии как осушитель, а в составе колы она сушит язык. Поэтому колы обычно выпивается несколько больше, чем хотелось изначально. Мы видим наглядное использование химии в прикладных педагогических целях.

Вполне возможно, что посмотрев эти простенькие опыты, малыш проникнется несколько большим, чем ранее, интересом к естественнонаучным экспериментам. Главное, вовремя пресечь его несанкционированную активность в этой области. Или, по крайней мере, направить ее в мирное русло, потому что выпуск набора «Юный химик» еще никто не отменял.

В роли фокусника выступала Ольга Иванова, молекулярный биолог




Оцените материал


Код для вставки в блог/сайт





к списку



Новости партнеров








 

Что беспокоит?



Болезни



Реклама



реклама на сайте abc-gid.ru



Комментарии


kassik, КомментарииИ даже таблетку - и ту пополам... 23.01, 12:14

mark28, РепортажиРижский музей фармации 07.12, 10:21

Kovalname, РепортажиРижский музей фармации 08.11, 19:36

razrul, РепортажиРижский музей фармации 02.11, 20:00

derigy, КомментарииКофе, пожалуйста! 28.04, 16:57


GoldYa, Новости медициныУченые воспроизвели технологию из «Аватара» 02.03, 09:02

все комментарии
 
  все статьи

 

Архив журнала





 

  ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости.
www.abc-gid.ru | Пользовательское соглашение Все права защищены © 2009-2015 ООО "АВС".
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru