логин/парольopenidlivejournal
Журнал ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости
www.abc-gid.ru
 
На главную
Всё о здоровье   Всё о болезнях   Всё о лекарствах
 
       

реклама на сайте abc-gid.ru
Новости   Статьи   Видео   Инфографика   Архив журнала    
             
 








Наши партнёры








реклама на сайте abc-gid.ru


This website is certified by Health On the Net Foundation. Click to verify. This site complies with the HONcode standard for trustworthy health information:
verify here.



 

Статьи


Как сделать ароматизатор

Рубрика «Комментарии», Автор: Сергей Белков
Дата публикации: 26.09.2011, Дата изменения: 26.09.2011

Мы делаем ароматизаторы. Не в том смысле, что стою на линии и наблюдаю, как ароматизатор наливается в канистру. Мы занимаемся гораздо более интересной работой, смешиваем разные вещества между собой (иногда даже доходит и до простеньких синтезов), чтобы конечная смесь могла придавать продукту такие привычные и узнаваемые нами ароматы и вкусы. Или наоборот, непривычные и неузнаваемые.

В нашей работе нет ничего необычного. Вернее, единственное, что в ней есть необычного, это то, что никто не понимает, что мы делаем, зачем, и как это получается. Я сам иногда не понимаю. Часто нашу работу сравнивают с работой парфюмеров, но это неправильно. Парфюмерия и пищевые ароматизаторы — это две большие разницы.

Общее

Ароматизатор, как и парфюм — это смесь душистых веществ, то есть веществ, которые способны раздражать наши обонятельные рецепторы, и какого-либо растворителя. И там, и здесь используются практически одни и те же вещества, и даже близкие, но не идентичные способы создания аромата. Любой сложный аромат является композицией нескольких простых ароматов, которые в свою очередь представлены каждый либо индивидуальным соединением, либо эфирным маслом (или экстрактом). Больше, увы, ничего общего.

Отличия

Первое. Главное. Мы не убиваем женщин. Ни молодых, ни старых, пахнут они или нет. Уж так повелось :)

Второе. Парфюмер может позволить себе свободу творчества. Если у него просят духи с нотами дыни, у него есть 100500 вариантов дыни, с нотками лаванды, морского бриза, яблока, да вообще чего угодно.

Если нам нужен ароматизатор «Дыня», у нас есть только одна дыня, которую нужно сделать. Потому что наша дыня должна быть чистой, 100-процентной дыней. И вся свобода творчества заключается в том, что к этой дыни можно прийти несколькими путями.

Третье. Мы делаем продукт для употребления внутрь, парфюмер — для употребления наружу. Поэтому есть несколько важных и даже критических моментов.

Используемые вещества

У современного парфюмера очень мало ограничений. Можно использовать натуральные масла, можно — известные синтетические вещества, а можно синтезировать что-то свое. Сейчас, конечно, введены ограничения на применение некоторых компонентов, но эти ограничения — ничто по сравнению с тем, что мы имеем в пищевой промышленности, как с точки зрения количества, так и качества. Требования к компонентам пищевых ароматизаторов в большинстве случаев более жесткие. Понятно почему? Потому что пищевая добавка должна быть безопасной.

В целом, если нужно создать, к примеру, ноту персика, то парфюмеру можно взять одно конкретное (искусственное и синтетическое) вещество. Флейвористу приходится потрудиться. Природный аромат персика, увы, не складывается из единственного вещества, и чтобы добиться нужной ноты, приходится смешивать 5-10-15 веществ в нужной пропорции.

Пути восприятия

Есть такая поговорка: в любой безвыходной ситуации, даже если вас съели, то у вас все равно остается как минимум два выхода. Вот у молекул душистых веществ для того, то бы мы ощутили их аромат, есть два входа. Да-да.

Ортоназальный способ подразумевает, что мы напрямую нюхаем продукт, духи или одеколон.

Ретроназальный способ подразумевает, что взяв мармеладку в рот и начав ее пережевывать, мы испаряем душистые вещества, которые попадают на рецепторы как бы изнутри. Если говорить коротко (а эта тема по-хорошему достойна целой книги), то во втором случае мы имеем сложное комплексное взаимодействие вкус/аромат/структура/температура пищи, и сам аромат далеко не всегда определяет это взаимодействие. Ароматизаторы мы употребляем вторым способом.

Вспоминаем холодный и горячий кофе и задумываемся о разнице в восприятии.

Законы физики

Увы, тоже дают свои осложнения. Вспомнить всем известную формулу создания духов: верхние, средние и нижние ноты. Сделать более-менее приличный парфюмерный продукт не так уж сложно.

Нужно:

  • понять, что мы хотим получить
  • выбрать верхние, средние, нижние ноты, руководствуясь как известными данными по совместимости компонентов, так и просто нашим желанием
  • смешивать все это пока не добьемся желаемого эффекта
  • добавить мускуса или амбры для (если еще не добавили) для подчеркивания аромата и усиления.

Полученный продукт должен и будет удовлетворять нужным требованиям: при открытии пузырька и нанесении на кожу/одежду будут улетучиваться сначала наиболее летучие вещества (верхние ноты), по мере их улетучивания буду проявляться новые, более тяжелые ноты, пока не улетит все и останется только шлейф от мускуса или амбры. Так называемая «мелодия аромата» в действии.

Все как надо, все как и должно быть, полностью в соответствии с законами физики.

А теперь, представим, нам надо сделать пищевой ароматизатор, например, клубники. Мы подбираем верхние (это видимо будут эфирные, травянистые ноты), средние (это должно быть что-то фруктовое и ванильное) и нижние (карамель) ноты. Ноты, конечно, могут быть и другими, название не так уж и принципиально.

Все это дело смешиваем, пока не получится клубника. Проблемы начинаются, когда мы это вносим в пищевой продукт, и у нас начинают по очереди улетать сначала более летучие вещества, потом менее, пока в конце концов от нужной клубники не останется хрен знает что, в лучшем случае похожее на помидор. Или и того хуже.

Увы, принцип создания ароматизатора по методам парфюмерной промышленности — не самый удачный.

Мы делаем это по-другому:

  • нужный комплексный аромат разбивается на набор простых, называемых дескрипторами; в случае с клубникой это будут: фруктовый, травянистый, цветочный, эфирный, карамельный, вареный (джемовый);
  • желательно оценить выраженность дескрипторов, но можно не оценивать, все равно не угадаешь.
  • в соответствии с дескрипторами на усмотрение флейвориста выбираются вещества, которые могут входить в состав этого аромата, и начинается неблагодарная работа: набросал рецептуру — смешал — попробовал — нашел лишнее или недостающее — убрал или добавил — замкнули круг;
  • продолжаться это может до бесконечности, в зависимости от сообразительности разработчика и адекватности заказчика разработки (впрочем, у парфюмеров наверняка тоже бывают неадекватные заказчики, хотящие непонятно чего с перламутровыми пуговицами).

Выбор веществ в соответствии с дескрипторами — одна из самых сложных задач в этом процессе. Но самое сложное еще впереди. Духи, одеколоны и прочая парфюмерная продукция обычно потребляется «как есть». Максимум, что может произойти после создания нужного аромата в концентрированной форме — это разбавление его спиртом или кремом. Очень редко аромат проходит какую-либо технологическую обработку, как правило, создание аромата означает создание готового продукта. Остальное — дело маркетинга и рекламы. И даже чаще маркетинга и рекламы чем собственно продукта.

В случае ароматизатора все происходит с точностью до наоборот. Ароматизатор сам по себе никому не нужен. А нужны карамельки-газировки-йогурты-печенье-зефиры с ароматизатором.

Законы химии

Любой продукт — это технология. Современная пищевая технология достаточно сложна, она включает в себя много стадий и кучу сопутствующих дополнений. Каждый ароматизатор — это смесь большого количества веществ разной химической природы и разных по физическим свойствам, и предсказать, как этот ароматизатор пройдет все стадии приготовления, не исчезнет ли из него какой-нибудь важный компонент, не появится ли вместо него новый (ненужный) предсказать, мягко говоря, проблематично.

А еще надо каким-то образом сделать так, что бы достаточно активные по своей химической природе вещества сохраняли аромат в продукте весь срок годности. Напоминаю, состав продукта с точки зрения химии сложен, реакционноспособен и непредсказуем.

Возьмем, к примеру, чеснок. Если мы разрежем дольку и будем к ней подходить 1 раз в час и обнюхивать ее, то с удивлением обнаружим, что запах меняется. Сначала он свежий, потом становится все более и более «маринованный» и даже «гнилостный». Не буду расписывать детально, но все дело в химических превращениях, которые происходят с душистыми веществами чеснока, в результате чего образуются другие, отличные от исходных вещества. И запах меняется.

В случае ароматизатора такого быть не должно. Как это сделать? На самом деле не знаю, как быть в случае чеснока), но представляю, как сделать стабильный банан, клубнику и много что еще.

Состав продукта

Есть с душистыми веществами еще одна проблема физического характера. Они все разные, и это раздражает. Они по-разному распределяются в продукте, например, когда продукт имеет две фазы, как происходит в случае с майонезом или молоком.

Эксперимент может быть проведен дома. Берете не очень сильно пахнущий одеколон (если есть, лучше использовать пищевой ароматизатор или можно взять апельсиновое эфирное масло) и два стакана молока. Один стакан с обезжиренным, второй — с жирностью 3,5%. В каждый стакан добавляете по капельке одеколона/ароматизатора/эфирного масла. Нюхаем и замечаем разницу.

Предупреждаю, разница заметна не на всех моделях, но на многих. У меня специальная смесь для демонстрации эффекта заготовлена всего из двух веществ, которая при добавлении в жирное молоко очень сильно меняет запах.

Секрет фокуса прост: среди компонентов ароматизатора есть водо- и жирорастворимые вещества. Жирорастворимые растворяются в жировой фазе, и сидят себе внутри частиц жира в жирном молоке, а водорастворимые пахнут себе из воды. Запах становится другим и, как правило, слабее. Можете представить, какой диссонанс возникнет, когда мы возьмем ароматизатор из 20 веществ?

На практике доходит до смешного, когда замена эмульгатора в составе спреда неузнаваемо меняет аромат и вкус. И с этим тоже как-то приходится бороться.

В идеальном случае для каждого конкретного продукта по каждой конкретной рецептуре приходится делать свой ароматизатор, учитывающий все описанные нюансы.

Секреты профессии раскрывал Сергей Белков, флейворист

На фото: кадр из кинофильма «Парфюмер: История одного убийцы», режиссёр Том Тыквер, 2006 г




Оцените материал


Код для вставки в блог/сайт





к списку



Новости партнеров








 

Что беспокоит?



Болезни



Реклама



реклама на сайте abc-gid.ru



Комментарии


kassik, КомментарииИ даже таблетку - и ту пополам... 23.01, 12:14

mark28, РепортажиРижский музей фармации 07.12, 10:21

Kovalname, РепортажиРижский музей фармации 08.11, 19:36

razrul, РепортажиРижский музей фармации 02.11, 20:00

derigy, КомментарииКофе, пожалуйста! 28.04, 16:57


GoldYa, Новости медициныУченые воспроизвели технологию из «Аватара» 02.03, 09:02

все комментарии
 
  все статьи

 

Архив журнала





 

  ABC — Ваш гид здоровья, красоты и бодрости.
www.abc-gid.ru | Пользовательское соглашение Все права защищены © 2009-2015 ООО "АВС".
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru